Главная | Регистрация | Вход | RSSЧетверг, 13.12.2018, 15:58

МБОУ "Трубецкая СОШ" Азовского ННМР Омской обл.

Меню сайта
Категории раздела
Мы учимся [3]
Доска объявлений [3]
Мы творим [7]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 117
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок биологии

Делиуран Н.Ф. учитель биологии МОУ «Трубецкая СОШ» Азовского ННМР. урок биологии (11 класс, 2 урока) Тема: Охрана природы и перспективы рационального природоиспользования. Цель: подвести учащихся к пониманию необходимости охраны природы и рационального природоиспользования как пути сохранения зкологического равновесия в биосфере; использовать полученные знания для анализа деятельности людей в конкретной ситуации, в том числе в условиях Омского Прииртышья. Тип урока: комбинированный. Вид урока: изучение нового материала Методы: частично-поисковый, проблемный. Оборудование: таблицы, мультимедийная установка, «Красная книга Омской области». Ход урока. 1. Проверка домашнего задания. Ответить на вопросы 2, 3, 4 с.578 и с.587 учебника. 2. Изучение нового материала. (О мерах, направленных на охрану природы и рациональное природоиспользование, о понятиях «рациональное природоиспользование» и «охрана природы».) Рассказ учителя с элементами беседы. У многих людей, населяющих территорию Омской области, сложилось превратное представление о природных богатствах, как о достоянии дармовом, никому не принадлежащем. Всё, что окружает нас, воспринимается как повседневное, примелькавшееся. А между тем в настоящее время природа испытывает на себе всё возрастающее влияние человека, что сопровождается разрушением природных ландшафтов, загрязнением окружающей среды. Многолетние наблюдения за состоянием окружающей среды показывают, что в Омской области, как и во многих других регионах России, экологическая обстановка остаётся сложной. Омск, являясь крупным промышленным центром, находится в наиболее сложной экологической ситуации. Он входит в первую десятку городов России с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха и большим объёмом сброса загрязнённых сточных вод. Некоторая часть загрязняющих компонентов попадает в водные объекты вместе со снегом. В области проводится большая работа по оздоровлению водоёмов: расчистка рек и озёр, берегоукрепительные гидротехнические работы, выделение санитарных зон, регулярный контроль за качеством вод и т.д. эти меры упорядочению водоиспользования и сохранению водных ресурсов. Учащиеся приводят примеры влияния антропогенного фактора на воды реки Иртыш по материалам печати. Большое беспокойство вызывает падение плодородия почв. Причины: -эрозийные процессы; -уменьшение объёмов применяемых в земледелии органических и минеральных удобрений; -вторичное засоление орошаемых земель; -закисление почв; -увеличение площади переувлажнённых и заболоченных земель. Особой охраны требуют животные и растения нашего края. Самой эффективной формой сохранности флоры и фауны является организация заказников и заповедников. Сообщение учащихся о заказниках и заповедниках, распо ложенных на территории Омской области. Демонстрация фотографий. Таким образом, охрана природы – система мероприятий по оптимизации взаимоотношений человеческого общества и природы. (Этот вывод учащиеся записывают в тетради). Вопрос. Какие пути решения экологических проблем оптимизировать взаимоотношения человеческого общества и природы? Учащиеся записывают свои предположения в тетрадь. На экране слайд № 1. см. приложение. Человечество должно научиться «жить по средствам», т.е. использовать природные ресурсы, не подрывая их, вкладывая деньги в «страховку» - финансирование программ, направленных на предотвращение катастрофических последствий собственной деятельности. На экране слайд № 2. см. приложение. По первой группе программ заслушиваются результаты домашнего задания: Ответить на вопрос: 1. Какие процессы могут регулировать численность человеческих популяций? 2. Какие существуют два противоположных подхода к снижению темпов роста народонаселения? На экране слайд № 3. см. приложение. По второй программе – беседа о стратегии развития промышленности и борьбе с загрязнением. Стратегическое направление развития промышленности – переход на новые технологии, позволяющие уменьшить выбросы загрязнителей. Общее правило заключается в том, что предотвратить загрязнение легче, чем ликвидировать его последствия. Для этого в промышленности применяются определённые технологии. Рассмотрим применение таких технологий на примере сельского хозяйства. АО «Омский бекон». С 1975 года сельскохозяйственное производство характеризовалось переходом на промышленную основу. Вокруг областного центра выросли 30 животноводческих комплексов, 26- производство говядины и молока, 4- производство свинины. Промышленное производство, её переработка обусловили большое потребление воды, утилизацию животноводческих стоков и отходов производства. Расселение людей и более высокий уровень благоустройства посёлков заставили пересмотреть принципы сочетания природных и хозяйственных условий. Опыта решения таких проблем в Омской области ещё не было. Формировать его пришлось по ходу освоения механизированных процессов в животноводстве, а также возникновение новых форм взаимоотношений населённых пунктов и окружающей среды, в т.ч. и на территории совхоза «Лузинский». Вокруг совхоза- равнинная территория, а в 7 км протекает река Иртыш. Нужно было решать проблему утилизации животноводческих стоков. Лузинцы обратились во Всесоюзный ННИ. Была создана научно- исследовательская группа из числа агрохимиков, агрономов и медиков. Ими был разработан комплекс мероприятий по данной проблеме. В итоге за весь период утилизации стоков мощных свиноводческих комплексов на полях АО «Омский бекон» природа не пострадала, нет признаков её деградации или гибели. Напротив, достигнута урожайность до 3,5 т.га – зерновых культур, трав на сено- 7,5 т.га. В хозяйстве, благодаря орошению стоками, отказались от применения минеральных удобрений. Пестициды используются лишь в крайних случаях. Принцип- не навреди. Конечно, это требует определённых материальных затрат. Однако из ряда проблем, экологический подход с лихвой оправдывается экономически. Об этом свидетельствует опыт лузинского природоиспользования. По третьей группе программ предлагается проанализировать данные, приведенные в таблице. . На экране слайд №4. см. приложение. Справка. Сколько людей может прокормить нашаЗемля? 1. Объём продукции биосферы, используемой в качестве пищи, составляет 650-106т. 2. Потребность в питании всего населения планеты (3,11 109 человек в 1963 году)670-106т усваиваемого человечеством вещества. В начале 70-х годов эта потребность достигла уже 775-106т, в результате чего 1,5млрд человек недоедали или получали неполноценное питание. По последним сводкам ООН, 786млн человек голодают, а около 2 млрд недоедают. Для того, чтобы решить продовольственную программу, урожайность сельскохозяйственных культур должна расти быстрее, чем население Земли. В настоящее время объём мировой сельскохозяйственной продукции растёт быстрее, чем население. Однако этот рост сопровождается существенными издержками: сведение лесов для расширения посевных площадей, засоление и эрозия почв, загрязнение среды удобрениями и ядохимикатами. Стратегические направления в развитии сельского хозяйства- это: - повышение урожайности в сочетании с сохранением плодородия почв; - создание интегрированной системы защиты растений, которая наряду с химическим методами борьбы с вредителями включает правильные севообороты, приёмы обработки почвы, различные методы борьбы; - выведение новых сортов растений; - создание искусственной пищи путём утилизации отходов (молочная сыворотка, жмых, отруби и т.д.). Ответить на вопрос: почему повышение урожайности сельскохозяйственных культур предпочтительнее, чем расширение обрабатываемых площадей? 3. Закрепление изученного на уроке материала по вопросам: -Сформулируйте, зачем и почему необходимо бережное отношение к природе и её охрана? -В чём значение рационального научно- обоснованного природоиспользования для сохранения многообразия животного и растительного мира? 4. Задание на дом: читать с. 587-592. Ответить на вопросы на с. 590-591, повторить термины на с. 591-592. Задание по выбору. Сформулировать принципы рационального природоиспользования. Приложения. Приложение № 1. Пути решения экологических проблем. социальный экономический политический прогресс прогресс прогресс Приложение № 2. Программа предотвращения последствий. · сдерживание роста населения; · развитие новых технологий, позволяющих избежать загрязнения и поиски новых «чистых» источников энергии; · увеличение производства продовольствия при сохранении прежних посевных площадей Приложение № 3. Справка. Пыль и сажа оседают на поверхности почвы. 1кв.км территории крупного города собирает за месяц 25т сажи. Приложение № 4. Недостаток продовольствия. Демографическая Земельные Урожайность с-х ситуация ресурсы культур Снижение 15 млн кв км Орошение полей, сооружение рождаемости: пахотных земель- водохранилищ, удобрение урбанизация; это предел земель, повышение КПД контрацепция; (расширение фотосинтеза, снижение расширение практически потерь урожая, увеличение системы невозможно) числа возделываемых видов, образования; улучшение структуры «справедливое агроэкосистемы. развитие»
Для слабовидящих
бегущая строка
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Сайты ОУ Азовского района

Copyright MyCorp © 2018
Бесплатный хостинг uCoz