Главная | Регистрация | Вход | RSSСуббота, 15.08.2020, 13:11

МБОУ "Трубецкая СОШ" Азовского ННМР Омской обл.

Меню сайта
Категории раздела
Мы учимся [3]
Доска объявлений [3]
Мы творим [7]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 123
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Будущее страны, ее экономическое, культурное процветание зависят от здоровья нации и прежде всего молодежи. Сохранение и укрепление здоровья учащихся провозглашено одним из стратегических ориентиров модернизации российского образования. Здоровьесбережение стало атрибутом образовательного процесса в школах: оно проявляется в применении здоровьесберегающих технологий, организации здоровьесберегающей среды, совместной деятельности учителей, медицинских работников, социальных педагогов, психологов, нацеленной на формирование культуры здоровья учащихся. Сегодня проблемы здоровья стоят на повестке дня многих организаций и ведомств; планируются и осуществляются многочисленные программы, направленные на охрану и укрепление здоровья и снижение уровней заболеваемости; в мероприятиях принимает участие большое количество специалистов, вкладываются финансовые ресурсы. Важно, чтобы и взрослые и дети овладевали знаниями факторов, способов и средств, укрепляющих здоровье, обладали привычкой постоянно осуществлять меры, направленные на его сохранение, чтобы им было свойственно активное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих людей, то есть формировать социальную потребность жить и быть здоровым. На первый план выступает задача воспитания у детей и подростков потребности в здоровье как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к "самосозиданию" и созиданию вокруг себя здоровой среды обитания – формирование и развитие культуры здоровья личности как части ее общей культуры. Особенности социального и экономического развития, резкое ухудшение экологической ситуации, использование интенсивных образовательных технологий во второй половине ХХ века актуализировали проблему сохранения здоровья учащихся в образовательном процессе. Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Значительная интенсификация учебного процесса, использование новых форм и технологий обучения, более раннее начало систематического обучения привело к росту числа детей, не способных без особого напряжения адаптироваться к учебным нагрузкам. Нарастает число детей с наличием "пограничных" состояний и хронических заболеваний. Негативные тенденции усугубляются неблагоприятными социально-экологическими условиями. В связи с этим каждое образовательное учреждение помимо решения педагогических задач должно соотносить учебную нагрузку и методы преподавания с возрастными и индивидуальными особенностями детей, содействовать охране и укреплению их здоровья. В основу концепции школы здоровья положены идеи валеологического образования, разработанные на основе фундаментальных исследований в области педагогики, психологии, физиологии, биологии, социологии, медицины (П.К. Анохин, И.А. Аршавский, Л.Г. Баевский, Л.И. Божович, П.Т. Вернадский, Л.С. Выготский, В.П. Казначеева, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, А.Г. Щедрина и другие). Валеологическое образование предусматривает формирование здоровья и организацию здорового образа жизни, как отдельного индивида, так и общества в целом. Концептуальные идеи валеологического образования разработаны в нашей стране такими авторами, как И.И. Брехман, Г.К. Зайцев, В.В. Колбанов, Э.М. Казин, Л.Г. Айзман, Л.Г. Татарникова, Г.А. Кураев и многие другие. С 90-х гг. ХХ века в педагогической науке стало использоваться понятие «здоровьесбережение».
В основе понятия «здоровьесбережение» лежит термин «здоровье». Рассматривая здоровье человека как многокомпонентную модель, нельзя не остановиться на его определении, данном Всемирной организации здравоохранения: "здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов". Опираясь на существующие дефиниции Всемирной организации здравоохранения, определения ученых И.П. Брехмана, В.Н. Игнатьева, Р.Д. Тищенко, З.И. Тюмасевой, мы придерживаемся трехкомпонентной структуры здоровья и выделяем физическое, психическое и социальное здоровье. Здоровьесбережение – понятие многоаспектное, интегрирующее медицинский, валеологический, психологический и социальный аспекты. Сущностью педагогического аспекта является сохранение и укрепление здоровья посредством использования здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Мы рассматриваем здоровьесбережение как процесс сохранения и укрепления здоровья учащихся в образовательном процессе, основными компонентами которого являются формирование здорового образа жизни, культуры здоровья и здоровьесберегающего поведения. Данный процесс является триединым и включает: сохранение здоровья путем создания благоприятных условий обучения и воспитания (здоровьесберегающая среда); с помощью проведения специальных мероприятий (здоровьесберегающие технологии) и самосохранения здоровья учащимися (здоровьесберегающая рефлексия). Исходя из определения здоровья, мы считаем, что целостное понимание здоровья подразумевает не только единство здоровья организма, но и личности со свойственным ей уровнем развития психофизиологических функций в соответствии с генетическим потенциалом, степенью развитости мышления, определённым менталитетом, позволяющим проявлять некую меру трудоспособности, социальной активности, которая, в свою очередь, определяется стратегией жизни человека, степенью его господства над обстоятельствами жизни. Иными словами, личностный уровень здоровья строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни и определяется индивидуальным стилем жизни (в нашем понимании - здоровым образом жизни). В свою очередь, здоровый образ жизни включает в себя такие компоненты, как адекватная физическая активность, рациональное питание, личная гигиена и сексуальная культура, здоровый психологический климат в семье, в школе и на работе, отсутствие вредных привычек, культура здоровья, внимательное отношение к своему здоровью. Следовательно, здоровье во многом зависит от жизненной позиции и усилий человека, способного активно регулировать собственное состояние с учётом индивидуальных особенностей своего организма, реализовывать программы самосохранения, самореализации и саморазвития. Для этого нужны мотивация к здоровому образу жизни, культура знаний своего организма и способов совершенствования здоровья. Причём освоение основных компонентов здорового образа жизни возможно на основе принципа активности личности, позволяющего сочетать осознание ценности здоровья с формированием валеологических знаний и освоением практических навыков сохранения и укрепления здоровья и организации здорового образа жизни. Создание школы здоровья позволит реализовать следующие здоровьесберегающие функции образования:
- образовательную, направленную на организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии с психофизиологическими возможностями обучающихся, а также валеологическое просвещение участников образовательного процесса с целью формирования потребностей совершенствования здоровья, освоения знаний, умений и навыков здорового образа жизни;
- развивающую, в основе которой - создание необходимых условий для формирования, сохранения и укрепления здоровья как важнейшего фактора развития личности с учетом интересов, склонностей, способностей каждого ребенка;
- воспитывающую, предназначенную для становления и развития системы ценностных ориентаций, формирования потребности в выборе своего места в жизни, системе человеческих ценностей, рефлексивной позиции;
 - адаптирующую функцию, предполагающую создание условий для успешной социальной адаптации ребенка в окружающем мире. Здоровьесберегающая концепция образования предусматривает как валеологическое образование учащихся и формирование у них культуры здоровья, так и обеспечение валеологического подхода к образованию (здоровьесберегающая образовательная среда), способствующего созданию благоприятных условий для естественного развития организма ребёнка в онтогенезе и укреплению его здоровья, совершенствованию физических, психических, социальных и духовных возможностей учащегося. Принципиальным является осуществление личностно-деятельностного подхода к образованию, который позволяет не только усваивать знания, но и формировать у учащегося практические навыки сохранения и укрепления своего здоровья, развивать творческие способности к конструированию индивидуального здоровья и собственного стиля (образа) жизни. Деятельность коллектива школы направлена на создание условий по овладению знаниями и умениями о ЗОЖ, развитию ценностного отношения к здоровью, по разработке мер укрепления здоровья коллективов учащихся, педагогов, родителей и оказание дополнительных оздоровительных услуг для всех субъектов образования. Образовательный процесс в школе здоровья предполагает следующие направления деятельности:
- обеспечение укрепляющей здоровье среду для работы и учебы в школе;
 - пропаганда индивидуальной, групповой, семейной ответственности за состояние здоровья ребенка;
- поощрение здорового образа жизни, а также предоставление школьникам и школьным работникам реальных и привлекательных возможностей для реализации их физического, психологического и социального потенциала;
- использование имеющихся ресурсов для поддержки деятельности по укреплению здоровья;
- вооружение учеников знаниями, умениями и навыками, необходимыми для принятия разумных решений по поводу личного здоровья, а также сохранения и улучшения безопасной и здоровой физической среды обитания.
Школа здоровья – это комплекс взаимодействия медицинского работника, психолога и педагога, позволяющий учителю и ученику выбрать наиболее оптимальный способ обучения, соответствующий физическому, психическому и социальному состоянию здоровья. Основной задачей медицинского работника является диагностика и коррекция наиболее распространенных заболеваний, предупреждение возможности заболеваний с помощью профилактических мероприятий. Основной задачей педагога-психолога является поддержание и укрепление психического здоровья учащихся и учителей, содействие их оптимальному психическому развитию в условиях школы, создание комфортного социально-психологического климата в коллективах. Основной задачей педагога является организация учебно-воспитательного процесса с учетом результатов медико-психологического обследования ребенка.
Основной задачей психологического направления решения проблем здоровья в школе является поддержание и укрепление психического здоровья учащихся, содействие их полноценному психическому развитию в условиях школы посредством:
 а) скрининга – непрерывного наблюдения за психическим развитием учащихся при помощи экспресс-диагностических методов;
б) диагностики – углубленного анализа групп риска при помощи специальных расширенных психодиагностических методов;
в) коррекции – применения психологических, терапевтических и тренинговых процедур, предназначенных для коррекции нарушений психического здоровья, а также нежелательных отклонений от оптимального психического развития учащихся. В рамках педагогического подхода к решению этой проблемы для формирования культуры здоровья, помимо возможностей общеобразовательной подготовки, на первой ступени образования создаются условия для формирования положительных мотивационных установок на здоровый образ жизни; у учащихся формируются первоначальные представления о своём организме, обеспечивается освоение практических навыков психического и физического оздоровления. Учебный процесс в начальной, основной и средней школе организуется в рамках общеобразовательных программ, требований государственных стандартов, с учетом уровня реальных учебных возможностей учащихся. Для формирования культуры здоровья на первой ступени образования помимо возможностей общеобразовательной подготовки создаются условия для формирования положительных мотивационных установок на здоровый образ жизни; у учащихся формируются первоначальные представления о своём организме, обеспечивается освоение практических навыков психического и физического оздоровления. На второй ступени обучения создаются условия для формирования устойчивой положительной мотивации на здоровый образ жизни; освоения комплексной характеристики здорового образа жизни; формирования навыков профилактики заболеваний и организации жизнедеятельности в соответствии с индивидуальными психофизиологическими особенностями организма. На третьей ступени обучения продолжается формирование валеологической культуры учащихся, осуществляется подготовка к созданию здоровьсберегающей среды и конструированию индивидуального стиля жизни. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья школьников. Углубленная медико-биологическая и психолого-педагогическая подготовка позволяют учащимся в случае их желания и необходимости поступать в Омскую государственную медицинскую академию, Сибирский государственный университет физической культуры, Омский государственный педагогический университет, медицинские колледжи.
Для слабовидящих
бегущая строка
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31
Архив записей
Сайты ОУ Азовского района

Copyright MyCorp © 2020
Бесплатный хостинг uCoz